среда, 4 декабря 2013 г.



Тигр - символ Кореи

У каждого народа есть свое любимое животное. У корейцев таким "национальным" зверем является тигр. Он — герой пословиц и сказок, поговорок и легенд. Тигр — страшный колдун и оборотень, которого мог победить лишь храбрый карлик. И добрый тигр, принесший на спине прекрасную невесту добродетельному юноше. 

Глупый тигр, поверивший зайцу и опустивший свой хвост в зимнюю реку, чтобы половить рыбки (здесь мы видим бродячий мифологический сюжет, известный нам по русской сказке "мерзни-мерзни, волчий хвост"). Неблагодарный тигр, отплативший злом человеку, который вытащил его из ловушки, но тут же попавший в нее обратно благодаря умной жабе. И прекрасная, благородная девушка-тигрица, но полюбившая юношу Ким Хёна и пожертвовавшая жизнью ради него.

В сказке "Тигр слабее вяленой хурмы" мать пугала ребенка тигром, малыш продолжал плакать, а при упоминании вяленой хурмы, любимого лакомства, сразу замолчал — еще один популярный сюжет, знакомый нам по басне Эзопа о том, как ласковое солнце оказалось сильней свирепого ветра и заставило путника снять плащ…Трудно объяснить в двух словах, какой же он — корейский тигр. Оттого, что персонаж этот знаком корейцам до последней полоски, в народном фольклоре тигр представляется в самых разных ипостасях.

Именно родного тигра, а не какого-нибудь экзотического слона или бегемота прежде всего хотят посмотреть дети в сеульском зоопарке. "Мама, смотри, это наш тигр!" — раздаются радостные возгласы у клетки. (Все родное и любимое для корейцев — всегда "наше": "наша страна", "наша мама", "наш муж"...). Тигр, который когда-то водился в Корее, — это амурский тигр, один из самых крупных по своим размерам представителей семейства кошачьих. Его ареал обитания традиционно включал российский Дальний Восток, Маньчжурию и Корейский полуостров.Особое отношение к тигру в Корее пошло с давних времен. Изображение этого животного встречается на древних воинских стягах корейцев. Войска, охраняющие корейского короля, именовались за храбрость "войсками тигра и дракона". А в 1988 году тигренок Ходори стал символом Сеульской олимпиады. С гордостью носит Южная Корея и прозвище "азиатский тигр", которым ее окрестили бойкие западные журналисты за неожиданный экономический прыжок. Даже в географических контурах Корейского полуострова корейцы углядели тигра на задних лапах. В отличие от "итальянского сапожка", конечно, "географический" корейский тигр проглядывает не так явственно. Но кто захочет увидеть — увидит.

Истоки особого отношения корейцев к тигру лежат, думается, в глубине дальневосточной истории с ее тотемными культами. Для многих сибирских, алтайских народов, близких корейцам по культуре, тигр был тотемным животным, его почитали и уважали. В некоторых районах Кореи жители тоже верили, что тигр является воплощением духа гор. Если зверь вдруг нападал на жителя деревни, то считалось, что виноват сам пострадавший, ибо он каким-то неблаговидным поступком вызвал на себя гнев духа. Однако трепетное отношение к тигру не мешало корейцам охотиться на него. Отловом и охотой на тигров в старой Корее занималась специальная корпорация охотников, деятельность которой была весьма ритуализирована. Так же, как и Дерсу-Узала, корейские охотники на тигра никогда не называли зверя по имени, во время охоты на него не должны были разговаривать между собой. Одежда корейских охотников была тоже особой, отличающей их от остального населения — они носили синюю холщовую куртку и хлопчатобумажный тюрбан из синей материи. Этот головной убор был украшен цветными бусами, на груди охотника красовалось ожерелье из бобовых зерен. Пища охотника обязательно включала в себя тигровое мясо или бульон из тигриных костей. Часто блюда приправлялись порошком из тигриных костей. Считалось, что эта пища передаст охотнику качества тигра, поможет ему стать таким же сильным.

Охотники на тигра занимали довольно привилегированное положение в корейском обществе. В частности, их освобождали от государственных податей — в качестве "прибавки за вредность". Это было весьма разумно, поскольку охота на тигра была сопряжена с большим риском. Ведь охотники были вооружены лишь копьем и коротким мечом, да сопровождали их специально обученные собаки.

К началу ХХ века, то есть к моменту, когда Корея-"отшельница" открыла свои двери для иностранной цивилизации, охота на тигров перестала быть обязанностью и привилегией закрытой специализированной корпорации охотников. С одной стороны, появились ружья, которые сделали охоту на тигров куда менее опасным делом, чем прежде. С другой стороны, тигровая охота была попрежнему овеяна романтическим ореолом. Это привело к тому, что прежде рискованное занятие постепенно превращалось в модное развлечение. Все чаще на тигров охотились не профессионалы, а члены дорогого закрытого клуба любителей. Внесли свою лепту в эту тенденцию и японцы, которые в 1905 году превратили Корею в колонию. Среди них было модно съездить поохотиться в "дикие" колониальные земли—думается, по примеру британских колонизаторов в Индии. Понятно, что "туземцы" обеспечивали японских любителей охотничьей романтики всем возможным сервисом. Местные егеря находили животное, подготавливали место для охоты. В считанные десятилетия тигра в Корее истребили подчистую. Последний тигр на территории нынешней Южной Кореи был убит в 1922 г. в провинции Северная Кенсан, что находится в южной части страны. В 1946 г. произошла последняя достоверно подтвержденная встреча с тигром (на этот раз на восточном побережье, в горах Сораксан).

Сейчас в Южной Корее тигры есть только в зоопарках.

Источник: http://vk.com/koryosaramRussian Koreans - Корейцы СНГ - 고려사람m.vk.comсимволы кореи

0 коммент.:

Отправить комментарий